Обратный звонок
Ваше имя Телефон

Работаем с 1993 года

Что такое мониторинг и анализ СМИ? Как выбрать подходящий тип мониторинга СМИ?

 

Мониторинг и анализ СМИ – это лавирование в море информации

Ежедневно средства массовой информации и социальные медиа (блоги, форумы, социальные сети) публикуют гигабайты текстовой информации и медиа-файлов. Ориентироваться в этом информационном пространстве сложно, но крайне необходимо, так как много информации касается непосредственно Вашей деятельности. Цель мониторинга СМИ и социальных медиа  - помочь Вам собрать только интересующую Вас информацию – в полном объеме (!) и без информационного шума (!). Принцип мониторинга прост:

  • Собирается по возможности вся информация, из самых различных источников;
  • Из нее отбирается только нужная информация, по заданным темам;

Это похоже на персональную газету: Вы открываете утром газету, а там только те новости, которые Вам интересны, и ничего лишнего. Вся информация структурирована и разложена по полочкам.

 

Где используется мониторинг и анализ СМИ?

Мониторинг СМИ – инструмент актуальный и востребованный в наши дни, но далеко не новый. Известно, что залогом успешной политики Уинстона Черчилля во время Второй мировой войны стала его информационно-аналитическая деятельность. Он получал экземпляры всех европейских газет еще до их выхода в печать, и каждое утро начинал с изучения газет. Если он не успевал ознакомиться с новостями самостоятельно, подчиненные составляли для него дайджест с самой важной политической информацией, которую он анализировал и учитывал в стратегическом планировании. Современный мониторинг СМИ выполняет ту же функцию – он позволяет оперативно реагировать на события, освещаемые СМИ, и принимать решения, основанные на полной информированности.

Мониторинг и анализ СМИ применяется в совершенно разных областях. Компании и крупные коммерческие структуры используют мониторинг СМИ для анализа внешней среды: бренд-мониторинг (что и как говорят о компании), конкурентная разведка (что говорят о деятельности конкурентов), мониторинг госзакупок (какие государственные тендеры разыгрываются в этой отрасли), мониторинг изменений законодательства (какие новые законодательные акты касаются этой сферы) и многие другие темы, мониторинг которых необходим малому и крупному бизнесу для построения успешной стратегии развития. Государственные структуры и бюджетные организации тоже активно занимаются мониторингом и анализом информации: например, в префектурах некоторых округов г. Москвы стоят системы для мониторинга новостей о происшествиях в округе и для систематизации электронных обращений граждан.

 

Типы мониторинга и анализа СМИ

Со времен Второй мировой войны технологии мониторинга значительно шагнули вперед. Если во времена Черчилля использовался ручной мониторинг, то теперь существуют системы автоматического мониторинга, которые быстро обрабатывают и структурируют огромные массивы информации. Их преимущество в полноте охвата источников и «тотальном» анализе информации, то есть при автоматическом мониторинге практически исключается пропуск важных новостей. Ручной мониторинг по-прежнему широко распространен, хотя обычно «ручная» подборка информации все равно основывается на предварительной автоматической обработке с помощью системы, так как полностью ручной мониторинг малоэффективен.

Типы мониторинга различаются по  источникам для сбора информации: мониторинг может быть с полным или частичным охватом источников. Основные источники информации:

  • печатная пресса
  • ТВ и радио
  • Интернет-ресурсы :
    • Новостные и тематические сайты
    • RSS-ленты
    • Блоги
    • Форумы
    • Социальные сети

95% информации дает мониторинг Интернет-ресурсов, так как сейчас абсолютное большинство мировых СМИ публикует информацию в Интернете. Преимуществами мониторинга Интернета является минимальный интервал между опубликованием новости и доставкой ее пользователю, а также при необходимости охват большого количества иностранных СМИ и социальных медиа. Но в то же время все равно существуют 5% информации, которые не публикуются в сети Интернет, обычно это региональные СМИ, освещающие информацию локального значения.

Некоторые полнофункциональные системы мониторинга (например, система компании «ЛКС Аналитика»), устанавливаемые на технической базе заказчика, кроме описанных источников предлагают подключение внутренних ресурсов заказчика: электронная почта, ftp и файловая система, что позволяет безопасно обрабатывать и структурировать большие объемы внутренней информации.

Выделяется целая группа сервисов мониторинга (IQBuzz, YouScan, Babkee и др), которые ориентированы только на мониторинг социальных медиа – блоги, форумы, социальные сети и сайты отзывов. Данные сервисы используются для отслеживания упоминаний о брендах и построения эффективной PR-стратегии компании. При выпуске нового продукта компания может точно отслеживать реакцию потребителей на этот продукт и своевременно корректировать стратегию его продвижения на рынке.

Мониторинг СМИ различается по типу конечного продукта, который получает клиент. Существуют два основных варианта:

  • Дайджест (сводка новостей в текстовом формате)
  • Система мониторинга и анализа СМИ (программа или online-сервис, позволяющие самостоятельно анализировать информацию)


Дайджесты обычно содержат информацию, автоматически собранную системой мониторинга и представленную в виде отчета, который клиент получает по электронной почте. Это удобный и недорогой способ быть в курсе событий в своей сфере и при этом тратить на просмотр новостей 5 минут в день. Стоимость подписки на дайджесты варьируется от 5 до 20 тыс. рублей в месяц. Некоторые компании за дополнительную плату предлагают в формате дайджеста не только мониторинг, но и анализ информации, приведенной в дайджесте.

Система мониторинга СМИ позволяет осуществлять полноценную информационно-аналитическую деятельность. Она автоматически отслеживает появление новой информации на заданные темы 24 часа в сутки. Затем пользователь может самостоятельно анализировать структурированную информацию с помощью различных функций: поиск по базе новостей, графический и статистический анализ, анализ фактографической информации (поиск людей, организаций, формирование досье) и другие функции, которые варьируются в зависимости от конкретной системы. Доступ к online-сервису для мониторинга СМИ в среднем может стоить  от 25 до 50 тыс. рублей/месяц, а полная стоимость стационарных систем мониторинга и их индивидуальной настройки под большие аналитические отделы  начинается от 500 тыс. рублей, а чаще всего исчисляется миллионами.

Следует различать два основных типа мониторинга – постоянный и оперативный. Постоянный мониторинг – это ежедневный отбор информации по определенным темам. Оперативный мониторинг – это решение срочных аналитических задач и мониторинг сообщений по новым темам. Часто оказывается невозможным ограничиться одними и теми же темами для мониторинга: например, появление нового конкурента, новой сферы деятельности компании, какое-то чрезвычайное происшествие, – требуют быстрого и полного анализа. Очевидно, что оперативный мониторинг и анализ информации возможен только в рамках полнофункциональных систем («Метапоиск» - приложение к системе «ЛКС Аналитика»), но не дайджестов, которые предлагают информацию исключительно по заданным темам.

Еще одним важным отличием разных услуг  и продуктов по мониторингу СМИ является уникальность тем для мониторинга: например, ряд компаний предлагает готовые дайджесты по стандартным темам (нефтяная промышленность, химическая промышленность, банки, экология,  и пр.). Такие дайджесты собираются по ключевым словам: например, для нефтяной промышленности ключевыми словами будут нефть, нефтяной, нефтяник и пр. Но более эффективными для информационной аналитики являются уникальные темы для мониторинга, т.к. мониторинг должен настраиваться индивидуально и полностью отвечать интересам заказчика. Причем стоит учесть, что сложность и уникальность темы для мониторинга практически не влияет на стоимость конечного продукта, готовый дайджест и дайджест по индивидуальным темам будет вписываться в те же рамки – от 5 до 20 тыс. рублей/месяц.

 

Что такое эффективный мониторинг и анализ СМИ?

Главное правило – эффективный мониторинг должен отвечать поставленным задачам! Чтобы подобрать правильный мониторинг, нужно ответить на ряд вопросов:

1) Является ли мониторинг СМИ Вашей основной деятельностью? На какие временные и трудовые затраты вы рассчитываете?

Если Вам надо быть в курсе последних событий в Вашей сфере, то достаточно получать дайджесты по интересующим Вас  темам. Если же у Вас в штате есть хотя бы один сотрудник, непосредственно занятый информационно-аналитической деятельностью, то для большей результативности ему стоит предоставить инструмент для мониторинга . Если же организация располагает целым аналитическим отделом, то необходимость в мониторинге СМИ с помощью системы еще выше: полнофункциональные системы мониторинга имеют возможность создавать профили для разных пользователей и разграничивать их права в работе с информацией, таким образом, все специалисты будут работать в единой системе, но каждый будет заниматься своей сферой.

2) Сколько и какие темы Вы хотите мониторить?

Определите, насколько уникальны Ваши темы: если кроме состояния отрасли Вам интересны какие-то еще темы, то стоит обратиться в компанию, которая предоставляет индивидуальную настройку мониторинга, тем более это важно, если сама задача мониторинга нетривиальна (например, нужна детальная проработка тем, разделение информации на негативную и позитивную, мониторинг информации на других языках и др.).  От количества тем зависит стоимость мониторинга в рамках выбранного продукта.

3) Какие источники Вы хотите мониторить?

Этот вопрос Вам помогут решить в компании, в которую Вы обратитесь за услугами мониторинга. Но нужно иметь в виду, что подбор источников зависит от тем для мониторинга. Для конкурентной разведки и бренд-мониторинга подходят блоги, соцсети и специализированные сайты отзывов (отзыв.ru, yandex.market). Для мониторинга политических тем в качестве источника следует брать центральные и региональные СМИ, а также блоги. Если тема специализированная, то стоит обратить внимание на мониторинг тематических форумов, где можно найти множество уникальной информации по теме. То есть в каждом конкретном случае набор источников, как и набор тематик, должен быть индивидуален, чтобы не собирать лишнюю информацию, в которой потенциально может попасться «мусор». На цену услуг мониторинга может влиять количество источников, а также их уникальность: обычно у компаний уже есть база источников, но если Вам требуется подключить какие-то дополнительные, не входящие в уже сформированную базу источники, тогда стоимость мониторинга может значительно увеличиться.

4) Какой тип мониторинга – постоянный или оперативный – Вам нужен?

Если Вам достаточно один раз заданных тематик, то подойдет постоянный мониторинг, который предоставляют все компании. Инструменты для оперативного мониторинга, которые позволяют задавать свои темы для мониторинга и быстро анализировать поступающую информацию, - разработка, имеющаяся не у каждой компании. Поэтому существует некоторый промежуточный вариант, по которому пользователь может при необходимости вносить изменения в состав исходных тематик, а компания, предоставляющая услуги мониторинга, за несколько дней добавляет новые темы для мониторинга.

 

Итоги и цены

Итак, в пределах выбранного продукта (дайджеста или полнофункциональной системы мониторинга СМИ) стоимость услуг будет варьироваться в зависимости от следующих причин:

  • Количества тематик и источников
  • Уникальности тематик и источников
  • Наличия инструментов для оперативного мониторинга

Но при выборе услуг мониторинга и анализа СМИ всегда помните: мониторинг не должен оцениваться по шкале «дорогой» - «дешевый», главное в мониторинге –  его эффективность.  И эффективность зависит не от цены, а от того, насколько индивидуален подобранный тип мониторинга.  Только при точной настройке мониторинга Вы сможете опираться на собираемую информацию в  принятии стратегически важных решений.